В отделе литературы по искусству открылась новая книжно-иллюстративная выставка "Полемика сердца", посвященная театру русского авангарда.
"Полемика сердца" - экспозиция из цикла мероприятий 2017 года, которые проходят под лозунгом "Рожденное революцией". Цикл приурочен к 100-летию великих событий начала прошлого века и посвящен различным видам искусства 10-30-х гг. Сегодня на повестке дня - русский авангардный театр, в котором коренным образом обновилась вся художественная практика драматургии, включая взаимоотношения художника с жизнью, язык самого искусства, психологические механизмы эстетического воздействия на зрителя, слушателя, читателя.
Материалы экспозиции раскрывают тесно спаянные друг с другом темы, явленные в творческих поисках драматургов и режиссеров того времени, а также в работах художников-сценографов. Несмотря на краткость своего существования, русский театральный авангард оставил наследие, к которому постоянно обращается режиссура европейского и мирового театра. Книги по истории театра, дневники, воспоминания современников, редкие издания 20-х годов, альбомы, содержащие богатый иллюстративный материал, познакомят вас с историей театра этого периода.
Российский театральный авангард выразил себя в экспериментах футуристического театра Союза Молодежи (1913), в творчестве Всеволода Мейерхольда, его символистских и конструктивистских опытах, в поисках кубофутуристического трехмерного пространства А. Таирова, экспериментах Н. Евреинова, Е. Вахтангова и С. Эйзенштейна.
"Ранние опыты театрального авангарда совпали по времени с появлением нового типа театра, режиссерского, давшего режиссеру широкие художественные полномочия. Не связанный сценическими традициями и школой, каковые применительно к режиссерскому искусству еще не выработались, режиссер располагал наибольшей свободой эстетического выбора и более других людей театра был открыт художественному эксперименту. Поэтому режиссер стал ключевой фигурой театрального авангарда", - пишет театровед Сергей Стахорский.
Другой ключевой фигурой театральной эстетики русского авангарда стали художники. У истоков стояли сценические проекты и эксперименты К. Малевича, Н. Поповой, В. Татлина, Л. Лисицкого. "Художники авангарда стремятся к "денатурализации пространства" (выражение В. Кандинского). Они разворачивают предметы в "сферической перспективе" (термин К. Петрова-Водкина), пытаются отобразить движение: не момент движения, а самодвижение, разложенное на множество моментов. В гиперпространстве авангарда как бы отсутствует гравитация. Предметы парят в невесомости, подобно летящим над землей фигурам на картинах Шагала или "архитектонам" и "планитам" на полотнах Малевича".