Деревянное зодчество Русского Севера по праву считается вершиной народной архитектуры. Чтобы сохранить памятники этого искусства, показать его многообразие, а также жизнь и быт северного крестьянства в прошлом, и был создан под Архангельском музей деревянного зодчества и народного искусства "Малые Корелы".
Инициатива создания музея принадлежала главному архитектору Архангельска Валентину Алексеевичу Лапину. В качестве авторов генерального плана музея выступили московские архитекторы Борис Васильевич Гнедовский и Ольга Георгиевна Севан.
Экспозиция музея – крупнейшего на сегодня в России – разделена на Каргопольско-Онежский, Северо-Двинский, Пинежский и Мезенский секторы.
Первым экспонатом в 1968 году стала теперь уже знаменитая мельница-шатровка из деревни Бор Холмогорского района. А первые посетители пришли первого июня 1973 года. Сегодня за год в музее бывает более 100 тысяч российских и зарубежных любителей старины.
Каждый посетитель находит здесь то, чего ему так не хватает в суете современной городской жизни: тишину скромной северной природы, тепло деревянных стен поморских жилищ и храмов, очищающие душу колокольные звоны, удалое веселье крестьянского праздника…
На выставке представлены монографии, материалы конференций и семинаров, буклеты, публикации в журналах, газетах, красочные фотоальбомы и наборы открыток.
Несомненный интерес вызывают книги "Традиционная культура Русского Севера: истоки и современность: сборник материалов научно-практической конференции, посвященной 45-летию музея "Малые Карелы" (Архангельск, 2010), "Северный дом: архитектурно-художественный каталог" автора Анны Борисовны Пермиловской (Петрозаводск, 2000) об особенностях жилища Русского Севера на примере памятников деревянного зодчества и народного искусства "Малые Карелы".
Заслуживает внимание монография Ольги Георгиевны Севан "Малые Карелы". Архангельский музей деревянного зодчества" (Москва, 2011), посвященная истории создания, проектирования и современному состоянию музея под открытым небом "Малые Карелы". Книга иллюстрируется большим числом фотографий, обмеров, проектов, рисунков поселений и памятников до перевозки и после установки их в музее.