В музее изобразительных искусств впервые представлена коллекция рукописных книг Русского Севера XVI–XX веков из собрания Музейного Объединения.
В собрании Государственного музейного объединения "Художественная культура русского Севера" хранятся более шестисот рукописных и печатных памятников, шестьдесят девять из которых рукописные. Эта уникальная коллекция книг XV-XX вв. собиралась сотрудниками и хранителями музея на протяжении нескольких десятилетий. Книги были привезены из экспедиций музея в районы Архангельской области, также были приобретены от частных лиц.
Основная часть рукописей - это сборники с житиями, молитвами, с толкованиями заповедей и молитв, сборники для богослужебного пения с крюковой и линейной нотописью. В фондах музея находятся также духовно-назидательные сборники, созданные старообрядцами в этот период.
Памятники письменности, с которыми можно познакомиться на выставке, объединены одной темой - церковная реформа XVII века. Взаимоотношения представителей официальной церкви и старообрядцев, всю сложность и подоплеку их идейной борьбы позволяют лучше понять полемические книги "Увет духовный" архиепископа Афанасия Холмогорского и "Поморские ответы" Андрея Денисова. Обе книги написаны красивым ровным полууставом и богато оформлены.
Самый ранний рукописный памятник музейной коллекции – Прóлог. Рукопись поступила в фонды музея в 1973 г. из экспедиции в Каргопольский район. Музейный Прóлог по своему составу относится к сентябрьской половине: в него включены краткие жития всех почитаемых на Руси и в славянских странах православных святых и мучеников, рассказы о важнейших церковных праздниках с сентября по февраль. Пролог написан в конце XV века на севере Руси, о чем свидетельствует языковые и художественные особенности рукописи.
Несколько памятников письменности, представленных на выставке, - старообрядческие сборники, которые включают в себя выписки из разных церковных книг и произведений переводной литературы: нравоучительные повести из книг "Великое Зерцало" и "Альфа и Омега", статьи из патериков и Пролога, выписки из Евангелий от Матфея и Луки, из сочинений отцов церкви. Рассказы неоднородны по своему размеру: есть небольшие притчи, есть развернутые повести в несколько страниц. Наиболее распространенный вид рассказа - небольшое повествование, занимающее страницу. Ко всем повестям прилагаются иллюстрации, большие по объему повести проиллюстрированы несколькими миниатюрами. Контур миниатюр тонко прорисован чернилами и раскрашен акварелью.
Среди старообрядческих сборников выделяется апокрифический сборник "Страсти Христовы", повествующий о последних днях земной жизни Иисуса Христа, его распятии, Воскресении и схождении во ад.
На выставке можно познакомиться с двумя уникальными рукописями конца XVIII века и второй половины XIX века, обе книги богато иллюстрированы миниатюрами, оформляющими каждую главу книги.
В музейном собрании рукописей хранится несколько певческих книг, в которых богослужебные тексты дополнены крюковыми нотами. Дошедшие до нас крюковые книги включают полный текст песнопений, которые соответствуют молитвенному общению с Богом по ритму, характеру, продолжительности. Это Ирмологий и Октоих, Обиходник, Праздники, певческие сборники. Памятник письменности "Праздники" оформлен красивым поморским орнаментом, мотивы которого связаны с природными элементами северного края: в стилизованных вазах ягоды малины, черники, брусники, колонны обвиты побегами смородиновых листьев, чайки с веточками ягод в клюве.
Северная рукописная книга является важной частью русской духовной литературы, эта книга вобрала в себя лучшие образцы русской и византийской средневековой литературы и культуры.