Выставка "Русское искусство. XX век"
Выставка "Русское искусство. XX век" из коллекции Музейного объединения "Художественная культура Русского Севера" представляет живописные полотна, которые отражают основные этапы, направления и стили в развитии изобразительного искусства, начиная с 1910-х... подробнее
Выставка "Русское искусство. XX век" из коллекции Музейного объединения "Художественная культура Русского Севера" представляет живописные полотна, которые отражают основные этапы, направления и стили в развитии изобразительного искусства, начиная с 1910-х до 1990-х.
Экспозицию открывают яркие имена художников русского авангарда. Редкой работой «Композиция. Распыление цвета» представлена одна из «амазонок русского авангарда» Ольга Розанова. Картина написана в 1917 году и относится к последнему периоду творчества, когда художница, по её собственному выражению, работала с "распылом цвета" и "цветописью". Среди авангардных работ следует отметить и картину Татьяны Глебовой "Композиция. Портрет органиста Браудо". Глебова была ученицей знаменитого художника русского авангарда Павла Филонова. Привлекают внимание "Натюрморт с балалайкой" Петра Соколова и "Женский портрет» Александра Замошкина, которые можно отнести к кубо–футуристическим экспериментам молодых художников 1920-х годов.
Творчество художников, входивших в объединение «Бубновый валет» представлено на выставке наиболее яркими его представителями – Пётр Кончаловский, Роберт Фальк, Александр Куприн, Александр Древин. К началу 1920-х годов из ниспровергателей устоев и бунтарей "бубнововалетцы" превратились в хранителей вечных ценностей живописи. В их творчество вошли новые индустриальные темы, но, по-прежнему, у многих из них любимым жанром оставался натюрморт.
Подлинной находкой в собирательской деятельности было приобретение работ художников общества станковистов (ОСТ) - "Италия" Юрия Пименова и "Девочка с цветком" Андрея Гончарова. Обе работы выполнены в присущей раннему ОСТу манере - декоративной плоскостности и линейной отчетливости форм. "Италия" Ю.И. Пименова входит в условно объединенный цикл "Запад", созданный после поездки художника в 1928 году в Германию и Италию.
Привлекут внимание зрителей и работы художников Александра Шевченко и Александра Волкова, отражающие популярную в 30-е годы тему Востока. Шевченко представлен первоклассным живописным полотном из закавказского цикла "Рыбачки", а Волков колоритной картиной "Полдень в Шахимардане", которая наряду с его знаменитой "Гранатовой чайханой" представляла советское искусство на парижской выставке 1967 года "Русское искусство от скифов до наших дней".
Особо хотелось бы выделить работы художников 1930-х годов, чьё творчество стало широко известно лишь годы спустя. После ряда персональных выставок, прошедших в 1970-х годах в Москве и Ленинграде, вернулись к зрителю имена таких незаслуженно забытых художников как Роберт Барто, Борис Голополосов, Александр Морозов, Ольга Соколова, Юрий Щукин и многих других.
Среди произведений 1930-х несомненный интерес представляет «Портрет Е.П. Самохваловой», написанный известным советским художником Александром Самохваловым. Портрет, наряду с индивидуальными чертами жены художника, несет в себе образ-тип молодой женщины страны Советов. Художественным портретом времени можно назвать и работу Самуила Адливанкина "Русаковский трамвай".
В состав экспозиции включены работы русских художников, начавших свой творческий путь ещё в конце XIX века и продолжавших активно работать в советское время. Жизнеутверждающее начало, сочная живопись, характерная для живописцев "Союза русских художников» отличает "Летний пейзаж" Николая Крымова и "Натюрморт с васильками" Константина Юона. Для произведений, созданных в первые послереволюционные годы, характерна оптимистическая настроенность, устремленность в будущее. Это касается не только жанровых картин, но и пейзажных, как например картина А.П. Остроумовой-Лебедевой "Ледоход на Неве".
1960-е годы представлены именами многих ведущих живописцев. Признанными мастерами деревенской темы, продолжающими традиции "Союза русских художников" являются братья Сергей и Алексей Ткачевы. Среди нескольких их работ, принадлежащих музею, наиболее значительная – "Пора сенокосная. Полдень". Разные воплощения темы Родины предстают в пейзажах Валентина Сидорова "Пора безоблачного неба", Ефрема Зверькова "Осень", Владимира Гаврилова "Весенний вечер". К этой плеяде художников относится и московский живописец Юрий Кугач. Глубиной, правдивостью и душевной проникновенностью отмечено его полотно «У колыбели».
Творчество многих советских художников связано с темой Севера. В 1930-е годы открыл для себя красоту северной земли бывший "бубнововалетец" Василий Рождественский. Колоритный портрет северянки Веры Самсоновой написан на Онежском полуострове Архангельской области. Результатом творческих поездок в заповедные места Мезени и Печоры стала картина Игоря Попова "1 мая на Севере». Местом ежегодной творческой работы для Николая Андронова стало знаменитое Ферапонтово Вологодской области, где и была написана картина из нашего собрания "В деревне". Значительным дополнением северной темы стало приобретение нескольких произведений Виктора Попкова, среди них и последняя работа автора "Рождение картины", написанная в Кенозерье.
Широкое общественное признание давно завоевало творчество Дмитрия Жилинского. "Автопортрет с матерью. Зима на юге" - одна из лучших работ мастера в жанре портрета. Продолжение темы, связанной с отношениями между родными и близкими людьми видит зритель и в картине Олега Филатчева "Портрет жены с дочерью".
Широкий диапазон поисков новых средств выразительности предстает в работах московских живописцев в семидесятые годы. Одной из ярких фигур среди московских художников семидесятых годов этого периода являлась Наталья Нестерова, стиль который называли "сочным реализмом". Ирония, гротеск, метафизические образы ясно прочитываются в её работах "Люди и скульптуры" и "Прогулка". Для художницы Ирины Старженецкой определяющим в творчестве является цвет. Удивительно гармоничны, представленные на выставке "Портрет Иры Затуловской" и "Пейзаж с птицей", где эмоциональное состояние передано цветовыми отношениями.
Творчество художников Санкт-Петербурга представлено многими именами. Один из ведущих художников 1960-1970-х годов - Евсей Моисеенко. Главной темой творчества художника являлись темы, связанные с историей страны, с романтикой борьбы за новую жизнь. Идейная убежденность и художественное мастерство отличают монументальное полотно "Нас водила молодость...", посвящённое драматической странице истории Отечества - гражданской войне.
Многообразие мира природы, её гармоническое созвучие с человеческой душой - так можно определить то, что объединяет таких разных авторов, как Герман Егошин «Море и белье», Юрий Павлов "На даче", Леонид Ткаченко "Малый орган"
Творчество нового поколения художников андеграунда связано с именем московского художника Э.М. Белютина. В начале 1990-х годов, после нашумевшей выставки в Манеже, в музей поступил целый ряд работ художников его знаменитой студии "Новая реальность". Переданная в дар музею картина Элия Белютина "Модуль мужчины" (1986) - яркий пример современного авангарда.
Выставка представляет малую часть обширной коллекции русской живописи ХХ века, насчитывающей около четырех тысяч произведений и собранной несколькими поколениями музейных сотрудников.