Выставка "Север. Притяжение"
В 2020 году исполнилось 85 лет со дня образования на Севере Архангельской организации Союза художников России. В рамках юбилейных мероприятий, организованных совместно с Архангельским отделением Союза художников России, Музейное объединение представляет в... подробнее
В 2020 году исполнилось 85 лет со дня образования на Севере Архангельской организации Союза художников России. В рамках юбилейных мероприятий, организованных совместно с Архангельским отделением Союза художников России, Музейное объединение представляет выставку работ художников старшего поколения. В её состав включены живописные, графические и скульптурные произведения, созданные местными мастерами в 1930-1960-е годы.
Название выставки «Север. Притяжение» в полной мере соответствует её содержанию. Для художников этого поколения Русский Север оставался главной темой на протяжении всей творческой жизни. Они никогда не были равнодушны к его неяркой и неброской красоте, его талантливым людям, к его уникальным памятникам архитектуры. Возвышенным и обыденным, грустным и радостным, нежно-беззащитным, а порой тревожно-обездоленным, но всегда добрым и красивым предстаёт наш край в произведениях архангельских художников.
Экспозицию открывают живописные полотна Германа Кононова, Виктора Преображенского и Александра Казакова. В судьбах этих художников есть много общего - в 1930-е годы эти молодые и энергичные художники были участниками создания Архангельского Союза.
Ярче всего талант северных художников старшего поколения раскрылся в пейзажной живописи. Неиссякаемое многообразие состояний природы являлось для них одним из наиболее благодарных способов выражения самых различных чувств и настроений. Редким даром во всём видеть красоту обладал архангельский пейзажист
Дмитрий Ширяев. Признанным пейзажистом Севера был Иван Семенович Котов: «Меня навек заворожила строгая красота Севера, хочется рассказать о ней так, как рассказываешь верному другу о самом сокровенном».
Морской пейзаж, характерный для творчества многих архангельских живописцев, предстаёт в полотнах Виктора Преображенского, Леонида Жигалова, Алексея Голубцова. Бесконечно разнообразны состояния моря, в которых они стремились постичь динамику, цвет и настроение морской стихии.
С именем народного художника РСФСР, члена-корреспондента Академии художеств Дмитрия Свешникова связана целая эпоха в архангельском искусстве 1950-1960-х годов. Герои его картин пришли на полотна художника с необъятных просторов тундры, оторвавшись лишь ненадолго от повседневных дел и забот.
Михаил Баранчеев стоял у истоков создания жанровой бытовой живописи в Архангельске. Он был первым, кто открыл новый круг тем и сюжетов, новаторским в его картинах стало и живое наблюдение жизни, внимание к человеку, к его повседневным заботам и переживаниям. Колорит и своеобразие народной культуры передал в своих полотнах Фёдор Фатьянов. В его творчестве отразились труд и праздник, радость и печаль, прошлое и современность родной ему Лешуконской земли.
В 1960-е в Архангельске начался подлинный расцвет и развитие графики. Линогравюра, офорт, акварель, гуашь всё чаще занимают доминирующее место на выставках. Валерий и Нелли Таргонские, работавшие с 1966 по 1984 годы и создавшие в соавторстве творческий логотип художников «ВИНТ», на многие годы определили лицо архангельской графики на всесоюзных выставках. Линогравюра, гравюра на картоне, акварель - во всех этих графических техниках активно работал Василий Вежливцев. Семен Григорьев - единственный график, работавший в 1960-е годы в технике офорта, который он и возродил в Архангельске. Пейзажи, выполненные тонким офортным рисунком, создают, то ощущение тишины и гармонии, то динамичного движения сопротивления порыву сильного северного ветра.
В середине 1950-х годов интересно заявила о себе станковая скульптура в лице замечательного мастера Валентина Михалева. Северная тема являлась ведущей в творчестве скульптора. Им была создана целая портретная галерея северян, над которой он продолжал работать позднее в Москве, куда переехал в начале 1970-х годов. Архангельские художники старшего поколения, работы которых представлены на выставке, прошли суровые годы войны. Это может быть ещё одним подтверждением того, насколько трепетно относились они к тому, что видели и любили, ценя и отражая в своих картинах каждый миг прекрасного, по-настоящему зная высочайшую цену жизни и творчества.