история
живопись
Печные изразцы XVIII–XIX веков, предметы интерьера, аксессуары, посуда, осветительные приборы, гравюры и живопись. Из фондов государственного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника Коломенское (г. Москва) и... подробнее
Печные изразцы XVIII–XIX веков, предметы интерьера, аксессуары, посуда, осветительные приборы, гравюры и живопись. Из фондов государственного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника Коломенское (г. Москва) и Государственного музейного объединения "Художественная культура "Русского Севера" (г. Архангельск)
Название выставки можно понимать двояко и метафорично: с одной стороны, ядром выставки являются печные изразцы XVIII-XIX веков, с другой стороны, выставка передает неповторимую атмосферу дореволюционных дворянских домов с их жизненным укладом, предметным окружением, традициями и всем тем, что создавало душевный уют и тепло.
Печи всегда были непременным атрибутом любого русского дома. Традиция украшения печей изразцами уходит в Средневековье, когда появились первые облицовочные рельефные терракотовые плитки, затем декор изразца начал усложняться, трансформироваться, впитывать в себя веяния новых эпох. XVIII век подарил нам новый вид русского изразца, декор которого испытал на себе большое влияние западных мастеров: в подражание европейской плитке он стал гладкий и его стали украшать живописью. К росписи изразцов привлекали профессиональных живописцев, изразец XVIII века - произведение искусства. Мода на живописные изразцы как всегда пришла из столиц, где изначально были крупные центры производства изразцов, и стала стремительно распространяться по стране. В разных уголках России стали появляться центры изразечного производства - Иваново, Калуга, Смоленск, Тула. Производство сборных изразцовых печей было поставлено на поток. Изразцы были доступны широким слоям населения, так как имели разную цену, значение в этом вопросе имело всё: авторство или тираж, размер, архитектура печи, качество глины, роспись, изображение человека повышало стоимость изразца. На выставке мы покажем изразцы XVIII–XIX веков, в том числе изразцы XVIII века из усадьбы Кусково, и печные изразцы с растительным орнаментом из не сохранившегося дворца Екатерины II в Коломенском.
Дворянский обиход покажут предметы интерьера, аксессуары, посуда, осветительные приборы, гравюры и живопись. Предметное насыщение выставки отражает традиции повседневной жизни русского дворянства. Собираемые поколениями библиотеки, коллекции живописи и фарфора, уникальность садово-парковой архитектуры и усадебного зодчества – всё это наделяли дворянский быт эстетикой, а усадьбы и дворянские дома становились местом хранения родовой памяти и истории культуры в целом.
Культура дворянского дома - особый мир, в котором господствовали свои традиции и правила. Духовная атмосфера дворянских домов была насыщена предметами, свидетельствовавшими об увлечениях хозяев. Книги рассказывают о разносторонности интересов русского дворянства и усадебных библиотеках; бисерные изделия первой четверти XIX века - о мастерстве рукодельниц; фарфоровая посуда - о традициях чаепития и застолья.